Тульский камерный театр драмы угостил зрителей новым спектаклем по пьесе «Не все коту масленица» А.Н. Островского.
Сейчас А. Н. Островский стал особенно популярен: о его свежевспыхнувшей актуальности говорят десятки опережающих друг друга премьер. Тульский камерный театр драмы тоже не отстал и угостил зрителей новым спектаклем по пьесе «Не все коту масленица» — «АХ…OFF».
В постановке Алексея Басова все удивительным образом совпало: и атмосфера, и актеры, и аудитория. Кажется, камерный характер театра сыграл режиссеру на руку: 50 мест в зрительном зале — то, что нужно для глубокого контакта героев с публикой. Когда все по-хорошему просто — крошечная площадка, свет, лавка, — легче погрузиться в чужую, пусть и сценическую, жизнь.
Отказ от пышных «островских» декораций оправдан жанром. К тому же, Басов ставит вовсе не на сюжет и бытописание, а на актерскую харизму, профессиональный драйв. Это понятно уже с первой сцены. На площадке — Агния (Мария Попова) и ее мать Дарья Круглова (Елена Басова). В их руках — скромная деревянная рама, имитирующая окно, позади — пустая скамейка и черные кулисы. Обстановка не дает права на ошибку, нужно заполнить весь зал своей энергетикой: тут либо пан, либо пропал. И есть еще кое-что. Дело в том, что это первая постановка театра, где не применяется фонограмма. Все песни артисты исполняют вживую, что, конечно, добавляет им ответственности и волнения, а зрителю — удовольствия.
Алексей Басов испытал все это на себе. В своем спектакле он сыграл сразу две роли — Ахова и Маланьи (!). Хоть сам Алексей позже признался, что Ахов — олицетворение смерти в произведении, заносчивый купец в его исполнении получился живеньким, избалованным, подчас даже милым старичком. «Брось ты его, я лучше его. Я добрый, ласковый», — эти слова, обращенные к Агнии, вкупе с белоснежным костюмом, красной бабочкой и лисьей улыбкой закрепили мысль: все же главное в спектакле — актерское мастерство.
«Честно, я не видел других постановок этой комедии», — признался нам Басов. Однако, несмотря на это, ему удалось нечто важное — учесть недостатки творений именитых режиссеров. Удивительно, но известная постановка Авангарда Леонтьева в театре О. Табакова «Не все коту масленица» подверглась критике за отсутствие на сцене… да-да, именно Маланьи. Казалось бы, в камерном театре, существующем только на деньги учредителей, ввести кухарку в сценарий сложно: нужно и актрису найти, и зарплату ей выплатить, и образ продумать. Но Алексей нашел выход. И сыграл роль Маланьи сам. В мешковатом халате и намотанном на лицо трехъярусном платке его узнать просто невозможно. Образ получился удачным: нечто мычащее, забавное, но понимающее.
После премьеры мы поговорили с Алексеем Басовым о его спектакле и творческих планах.
- Вероника Левина. Алексей, поздравляем с премьерой! Мы в восторге. А довольны ли Вы своей постановкой?
- Алексей Басов. На данный момент — да. Все дело в том, что премьера спектакля — далеко не финальная работа. Сколько лет спектакль идет, столько лет он и делается, столько лет он и репетируется. Конечно, со временем мы планируем добавить сюда больше романсов. А для начала, для того, чтобы этот корабль поплыл, я считаю, все случилось.
- Вероника Левина. Почему именно эта пьеса Островского?
- Алексей Басов. Островский сейчас особо актуален. Лет 20 назад никто понятия не имел, что такое векселя, что такое выскочить замуж за богатого. А сейчас эта тема — вопрос богатых и не очень приятных людей, какими-то историями получивших деньги, — мне кажется, очень злободневна. Мне понравилась сама пьеса. У Островского есть сложные, загрузочные пьесы, а это — легкая, искрометная, читающаяся на одном дыхании.
— Вероника Левина. Расскажите о названии. Что оно означает?
— Алексей Басов. Мы все думали, как это дело обозвать (смеется). И вот пришло… С одной стороны — это начало фамилии Ахова, с другой стороны — конец. К тому же, финальное «OFF» означает, что эту тему мы закрыли. «OFF» — все просто и ясно, не требует объяснений. Некая точка.
- Вероника Левина.«AХ…OFF» — это же фантазия театра. Какова идея, которую вы хотели донести до зрителя, и насколько она созвучна с идеей Островского?
- Алексей Басов. Идея нашего спектакля полностью совпадает с авторской, тут уж мы не стали ничего выдумывать. Если говорить честно, то она в том, что молодость, наверное, все же права. И настоящая любовь, если это она, переживет любые кризисы. В основе все же лежит фарс — борьба жизни со смертью. Вот Ахов — это смерть, а Агния и Ипполит — это жизнь, которая одурачивает все-таки смерть.
— Вероника Левина. Как проходили репетиции? Должно быть, было много трудностей.
— Алексей Басов. Странно, но в этот раз нет. Мы очень много смеялись, но слава богу не ругались. Это первый спектакль, где мы обошлись без инфарктов.
Автор статьи - Вероника Левина.
Фото © Андрей Варенков.