Пресса

Две женщины


Ирина Скибинская | "Молодой Коммунар"

Новый спектакль Тульского камерного драматического театра по пьесе Ивана Сергеевича Тургенева «Месяц в деревне» рассказывает о женском соперничестве и исследует природу любви.

Тургенев написал пьесу «Месяц в деревне» в 1850 году и опубликовал ее пять лет спустя. Писал, по воспоминаниям современников, мучительно, периодически переделывал.
У произведения были рабочие названия, которые можно обнаружить в более ранних редакциях — «Студент» и «Две женщины». Художественный руководитель ТКДТ Алексей Басов выбрал для своего спектакля второе, и не случайно. В пьесе Тургенева пять действий и тринадцать персонажей, между которыми складываются сложные и порой запутанные отношения. Такой драматургический объем невозможно втиснуть в формат камерного театра. Но у камерного театра есть другие преимущества: способность сконцентрироваться на одной, главной линии и представить ее крупным планом, эмоционально приблизив к зрителю. В спектакле ТКДТ главный конфликт — взаимоотношения двух женщин, оказывающиеся в центре любовного… нет, не треугольника, а более сложной геометрической фигуры. Наталью Петровну Ислаеву (Елена Басова) давно и безнадежно любит друг дома Ракитин (Алексей Басов), а она сама очарована молодым учителем сына Беляевым (Владислав Басов), в которого, в свою очередь, отчаянно влюблена 17-летняя воспитанница Ислаевых Верочка (Мария Попова). А еще есть муж, Аркадий Сергеевич (Сергей Левашов), тоже обожающий Наталью Петровну…
Действие происходит в деревне. Идиллическая атмосфера, пение птиц, свежий воздух — и бесконечная скука. Делом занят только хозяин дома — он что-то там бесконечно строит и благоустраивает… На этом фоне Мария Попова рисует образ юной, воздушной, восторженной девушки: влюбленность Верочки кажется естественной, как сама природа. А вот чувства Натальи Петровны порождены именно скукой, а еще сожалением об уходящей молодости и дамским тщеславием.
Елена Басова играет женщину-манипулятора. Да, влюбленную и ревнующую, но более всего наслаждающуюся властью над мужчинами. Играет жестко, иногда настолько жестко, что разрывает тонкое кружево сценической атмосферы. Победительная стратегия, перед которой, конечно, беспомощен Ракитин — в исполнении Алексея Басова — интеллигентный, очень мягкий и уязвимый человек. А молодой учитель — и вовсе легкая жертва, стоит только Наталье Петровне намекнуть о своих чувствах, он тут же чувствует себя влюбленным… Оказать сопротивление сопернице сможет только быстро повзрослевшая Вера, но какой ценой…
Главное достоинство спектакля «Две женщины» — психологизм, внимание к внутренней жизни персонажей. Осмыслена и прожита каждая деталь, каждая интонация. При этом постановка получилась легкой, атмосферной, пасторальной — в полном соответствии с местом действия. И некоторые комедийные сцены с участием двух персонажей — доктора Шпигельского и Лизаветы Богдановны (удачный дуэт Олега Спиренкова и Светланы Соболевой) лишь оттеняют это настроение…

Источник: "Молодой Коммунар"